Школа для родителей
Приказ №01-04/30-2 от 30.08.2023г."О создании школы для родителей"
Что делать летом тем, кто поступил в наш сад впервые?
Чтобы лето не прошло даром, а подготовило вашего ребенка к занятиям, предлагаем вам потренировать дыхание и мелкую моторику некоторыми из описанных способов:
Дыхание. Тренируем силу и длительность выдоха:
- Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
- Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь);
- Надувать воздушные шарики;
- Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
- Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
- Играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках;
- Дуть на детские флюгера.
Развитие мелкой моторики
- Самообслуживанию (велькро, молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
- Собирать, перебирать ягоды;
- Полоть грядки;
- Выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп);
- Играть с глиной, мокрым песком;
- Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
- Бросать и ловить летающие тарелочки.
В дождливые дни можно:
- Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
- Перебирать крупы;
- Играть с пальчиками (народные игры типа «Сорока»);
- Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
- Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
- Вышивать (крупным крестиком);
- Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
- Плести из бисера;
- Лепить из пластилина, пластика, теста.
- Развитие мышц речевого аппарата (неспецифического)
- Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
- Жевать сырые овощи (редис, морковь, репа, брюква, турнепс);
- Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
- Чистить зубы (и десны) – это приучает к инородному телу во рту, снижая степень рвотного рефлекса;
- Полоскать рот;
- Жевать боковыми зубами;
- Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);
- Лизать эскимо.
Лучше исключить вовсе:
- Просмотр боевиков, «ужастиков», даже мультипликационных (особенно в кино).
Такие фильмы, как правило, не несут в себе обучающего момента. Зато провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения. Дети могут переносить увиденное в свои игры. Вряд ли это сделает вашего ребенка желанны партнером для других детей. Кроме того, у предрасположенных к этому ребят такие фильмы могут спровоцировать заикание или энурез.
- Покупку игрушек, раскрасок, картинок, изображающих монстров.
Физиологические запинки, а так же запинки, возникшие под неблагоприятным воздействием социума или задержке речевого развития на фоне быстрой хаотичной речи - это запинки несудорожного характера.
Такие запинки характерны для определенного периода развития детей (80% детей по данным Зеймана). Если не происходит осложнений, то такие запинки проходят, как только ребенок приобретает уверенность в себе и в выражении своих мыслей. Таким образом физиологические запинки и повторы - это следствие того что мышление опережает развитие его речевой возможностей. Речевые возможности ограничены периодом формирования активной речи: активный словарь, связная речь и артикуляторные умения не сформированы полностью. Кроме того ребенок много понимает, многое хочет узнать, а общение его происходит на эмоциональном подъеме поэтому речь ребенка с 2 до 5 лет изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью.
Однако со временем под влиянием воспитательного процесса, совершенствования речевых знаний, умений и навыков, детская речь выравнивается, ее несовершенства исчезают. Но при воздействии неблагоприятных факторов запинки могут задерживаться. Часто наблюдаются запинки у детей с ЗПР и ОНР.
В возрасте между 2 и 4 -мя годами почти все дети начинают повторять звуки, слоги, слова. Обычно это происходит несколько раз во время речевого высказывания. Это не заикание, а нормальные дублирующие повторы. Чисто повторов у каждого ребенка может быть различным и связаным с различными ситуациями. Иногда период, когда дети повторяют звуки, слоги занимает несколько недель, иногда несколько месяцев. Внезапно такие повторения прекращаются. В это время очень важно терпение и внимание к ребенку!
Как Вы можете помочь ребенку с физиологическими запинками:
- Не оказывайте внимания к повторам, ни выражением своего лица, ни тем более словами и поступками.
- Не просите говорить ребенка медленно, или более понятно.
- Удостоверьтесь в том, что ребенок достаточно отдыхает, питается и двигается.
- Постарайтесь исключить из домашней обстановки все напряженные ситуации (говорите между собой (папа-мама) спокойно, не ругайтесь, меньше эмоций).
- Удостоверьтесь, что Ваш ребенок знает, что: его любят таким, какой он есть, а не только когда он сидит и слушается маму и папу.
- Давайте ребенку время говорить без перерыва.
- Не заставляйте ребенка быть «маленьким взрослым» во всем, что он делает.
- Если Ваш ребенок левша - не переучивайте его.
- Будьте спокойны и сдержаны.
- Помните, что запинки и повторы, естественны для ребенка в этом периоде жизни и могут продолжаться некоторое время.
Обратитесь к специалисту, если Ваш малыш:
- употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);
- повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;
- делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;
- затрудняется перед началом речи.
Профилактика любого речевого расстройства, в том числе и заикания, предполагает устранение из жизни ребенка тех причин, которые приводят к появлению этого расстройства. Иными словами, основное содержание профилактики сводится к тому, чтобы не дать этим причинам подействовать.
Выделяют два вида заикания: невротическое и неврозоподобное:
профилактика невротического заикания Если иметь ввиду действительно подлинную профилактику,то начинать нужно с заботы о здоровье будущих родителей ребенка, чтобы по возможности исключить неблагоприятную наследственность. Далее очень важно обеспечить благоприятные условия для протекания беременности и родов у матери.
После рождния ребенка для сохранения его нервной систмы в здоровом состоянии очень важно организовать правильны режим всей его жизни. начиная с младенческого возраста (полноценное питание и сон, достаточное пребывание на воздухе, спокойны условия жизни в семье, исключающие всякого рода стрессы, доброжелательное отношение к ребенку со стороны взрослых и т.п.)
В среднем и старшем дошкольном возрасте необходимо обратить особое внимание на тщательный отбор телевизионных передач, поскольку большинство из них в буквальном смысле расшатывает нервную систему не только у детей, но даже и у взрослых.
Очень важен и правильный подбор друзей, с которыми у ребенка не должно возникать частых конфликтов.
Так обстоит дело с предупреждением действия предрасполагающих, то есть отдаленных причин заикания, ослабляющих нервную систему рбенка. В отношении данного раздела профилактики особого внимания к себе требуют те дети, которые имеют неблагоприятную в отношении заикания наследственность, отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, неустойчивостью настроения, склонностью к страхам и т.п. Этим детям нужно постараться обеспечить такие условия жизни, которые способствовали бы сглаживанию названных выше невротических проявлений, а не их дальнейшему усугублению. Иными словами, нужно приложить все усилия к тому, чтобы "убрать" уже имеющуюся у этих детей предрасположенность к невротическому заиканию (подчеркиваем: только возможную, то есть не обязательную, но все же в подобном случае лучше перестраховаться, чем проявить беспечность).
Предупреждение возникновения производящих причин. Для этого следует всеми возможными способами постараться устранить из жизни ребенка следующее:
1. Разного рода стрессовые ситуации, начиная с полного исключения резких неожиданных окриков, каким бы "важным" поводом они ни вызывались. Все эти поводы не стоят ровным счетом ничего, по сравнению со спровоцированным ими заиканием. В состояние стресса ребенка приводят и бурное выяснение отношений между родителями, и уход одного из них из семьи, и смерть блзких родственников. Помимо всх названных серьезных обстоятельств стрессом для маленького ребенка могут оказаться и разного рода новогодние и другие "сюрпризы". придуманные взрослыми для его развлечения. Все эти стрессовые ситуации приводят к резкому перенапряжению возбудительного процесса, а значит, и к последующему срыву нормального взаимодействия между двумя основными нервными процессами, осуществляющими регулирующую роль в отношении речи.
2. Затяжные неблагоприятные ситуации, приводящие к перенапряжению тормозного процесса, а значит, опять-таки к последующему нарушению нормального взаимодействия между возбудительными и тормозными процессами. К таким ситуациям относится прежде всего общая напряженная атмосфера в семье, не дающая возможности всем ее членам (и прежде всего, и более всего ребенку!) чувствовать себя спокойно, не пребывая в постоянном нервном напряжении. Ребенок в этих случаях долгое время вынужден все держать в себе (то есть "на тормозах"). но в како-то момент тормозной процесс настолько перенапрягается, что происходит срыв. И срыв этот внешне проявляется внезапно и "без всякой причины" возникшим заиканием.
3. Отсутствие единства требований к ребенку со стороны взрослых. То есть к ребенку очень часто поступают две прямо противоположные команды, одна из которыз призывает к действию (адресована к процессу возбуждения), а другая запрещает это же самое действие (адресована к процессу торможения). В итоге эти процессы постоянно сталкиваются, что в конечном итоге может привести к заиканию.
4. Длительное общение с заикающимися взрослыми или сверстниками. В подобных случаях заикание у детей может возникнуть в силу активного или пассивного подражания.
5. Резкое переучивание левшей.
6. Усиленное стимулирование речевого развития ребенка. Здесь имеются в виду те случаи, когда ребенку 3 - 5 лет предлагают (а нередко и заставляют) заучивать большие сихотворенияили другие тексты, а затем рассказывать их "перед аудиторией". Такая непосильная нагрузка для анатомически и функционально еще незрелого речевого аппарата нередко приводит к его "поломке", выражающейся в том числе и в возникновении заикания.
Профилактика неврозоподобного заикания
В основе данного вида заикания лежит та или иная степень органического повреждения головного мозга ребенка во внутриутробном периоде или в процессе родов, поэтому профилактические меры должны быть направлены на обеспечение нормального протекания беременности и родов у матери.
Дальнейшие профилактические мероприятия сводятся в основном к следующему:
1. Если ранний анамнез ребенка оказался неблагополучным, то в этом случае необходимо безотлагательно, на первом году жизни провести назначенное врачами медикаментозное лечение, рассчитанное на значительное сглаживание последствий раннего органического поражения головного мозга. Немедленное принятие необходимых мер так важно потому, что детский мозг очень лабилен, обладает большими компенсаторными возможностями и имеет большую тенденцию к развитию. Именно поэтому оказанная вскоре после его повреждения помощь, "выравнивающая" нарушенные функции, будет наиболее эффективной. Если все будет сделано своевременно и в нужном объеме, то в дальнейшем это поможет избежать многих неприятностей, в том числе и в отношении речи.
2. При первых признаках отставания ребенка в речевом развитии нужно сразу проконсультироваться у специалистов и немедленно начать принимать необходимые меры (например, к году не появляются первые слова, а примерно с полутора-двух лет не возникает попыток как-то связать эти слова между собой; что является началом перехода к фразовой речи). После консультации логопеда родители в большинстве своем смогут сами стимулироватьразвитие речи своего ребенка при условии соблюдения очень несложных рекомендаций. Здесь главное - отказаться от тактики пассивного выжидания и постараться максимально использовать тот данный самой природой благоприятный для речевого развития период, в течение которого легче всего преодолеть любую речевую патологию. Поэтому та же самая помощь ребенку в отношении речи, но оказанная в более поздние сроки, даст уже значительно меньший эффект.
Почему в рассматриваемой нами связи так опасна задержка речевого развития? Дело в том, что умственно полноценный ребенок уже в два-три года обязательно будет стремиться как-то выразить свои мысли, о чем-то спросить или даже сам рассказать. Однако если к этому времени у него не окажется необходимых речевых средств (слов, звуков и умения соответственно своему возрасту построить фразу), то его речь будет ротекать с "заикоподобными" симптомами. А поскольку общий уровень речевого развития постепенно взрослеющего и "умнеющего" ребенка будет оставаться почти прежним, то вся эта симптоматика, постепенно все более и более приближающаяся к заиканию, будет неизбежно нарастать. Даже если в дальнейшем у ребенка и "не предполагается" появления заикания (оно возникает далеко не во всех случаях задержки речевого развития), то проделанная по усовершенствованию его речи работа ничего, кроме огромной пользы, не принесет.
3. Очень важно развивать двигательную сферу ребенка, поскольку предрасположенные к неврозоподобному заиканию дети отличаются моторной неловкостью. С ними нужно проводить различные упражнения на координацию движений и на их переключение, то есть на переход от одного движения к другому. ти движения нужно проводить под счет или под музыку, чтобы одновременно развивалось и чувство ритма. Подобные упражнения даются таким детям с трудом, поэтому начинать надо с самых легких, доступных им движений.
Преодоление рецидивов заикания
Для устранения рецидивов возникновения заикания следует придерживаться некоторых правил:
- Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.
- Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.
- Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.
- Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
- Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.
- Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
- Не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.
- Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
- Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, помогите ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.
- На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.
- Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
- Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.