Отчёт о работе по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизмаДЕТСКИЙ САД №13
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной.
В детском саду № 13 вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города уделяется большое внимание.
Работа по обучению дошкольников правилам дорожного движения осуществляется в соответствие с Федеральными Государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
Цель данной работы:создание условий и комплексной системы по формированию у детей культуры безопасности жизнедеятельности, способствующих предупреждению правонарушений в области дорожного движения и снижению количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей дошкольного возраста.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Повышение качества дошкольного образования по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и профессионального мастерства педагогов
2. Изменение модели взаимодействия педагога с детьми путем интеграции инновационных педагогических технологий в совместную деятельность
3. Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях городского движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.
В детском саду № 13 на протяжении ряда лет проводится целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Наше дошкольное учреждение на протяжении нескольких лет является базой для проведения "Дня безопасности", неоднократно делился опытом в направлении обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах.
Работу по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения в детском саду организуем в соответствии с нормативно – правовыми документами, так как они являются правовой основой деятельности организации и содержат положения, основанные на нормах административного права и обязательные для исполнения.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 №317-ФЗ).
Федеральный закон « О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г № 196-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 02.03.1999 г № 41-ФЗ, от 25.04.2002 г № 41-ФЗ, от 10.01.2003 г № 15-ФЗ,от 22.08.2004 г №122-ФЗ,от 18.12.2006 г № 232-ФЗ.от 08.11.2007 г № 257-ФЗ, от 01.12.2007 г № 309-ФЗ, от 30.12.2008 г № 313-ФЗ,от 25.11.2009 г № 267-ФЗ,от 23.07.2010 г № 169-ФЗ,от 27.07.2010 г № 227-ФЗ ( извлечения), от 28.12.2013 г № 437-ФЗ.
Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 г. № 864 «О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»»
Правила дорожного движения РФ от 06.02.2016 года.
Конвенция ООН о правах ребёнка (извлечения) – ФЗ « Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ от 24.06.1998 года № 124-Ф с изменениями от 20.07.2000 года.
Приказ МВД РФ от 02.12.2003 № 930 « Об образовании работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ по пропаганде безопасности дорожного движения»
Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 30.08.2005 года № 03-1572 « Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях»
Указ Президента РФ от 22.09.2006 года № 1042 « О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.07.1996 года № 354 « О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся в России» (с изменениями и дополнениями по состоянию на июль 2011 года)
Письмо Министерства образования и науки РФ № ИК-174/06 МВД РФ № 13/8-50 от 16.03.2009 года « О взаимодействии по вопросам профилактики детского дорожно- транспортного травматизма» – Распоряжение Правительства РФ от 27.10.2012 года № 1995-р о Концепции федеральной целевой программы « Повышение безопасности дорожного движения в 2013- 2020 гг.»
Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 года № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» - Методические рекомендации по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом, утвержденные Роспотребнадзором и Министерством внутренних дел РФ 21.09.2006 г.
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б.; Безопасность: учебное - пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Спб «Детство - пресс»,2005;
Азбука поведения на дороге: программа обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах города.// серия: инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве/отв. Ред. Е.С. Кушель.- М.Центр «Школьная книга», 2007;
Клочанова Н.Н. Дорога, Ребенок, Безопасность: методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей.- Ростов н/д: феникс, 2004г.;
Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения: метод раз./ сост. О.Ю. Грезина, С.А. Пятаева; Волгоград: Пермь, 1998г.;
«Дорожные знаки» Г.П. Шалаева.- М.: филол.Со-во слово, из-во эксмо, 2005 г.;
Инструкция по обеспечению безопасности при организации и проведении экскурсии (меры безопасности при следовании в общественном транспорте-автобусе, троллейбусе, трамвае; перевозка детей на автомобиле; меры безопасности при переходе дороги, при посещении театра, музея, выставки; проведение экскурсии в лесопарковой зоне, меры безопасности в экстремальных ситуациях).
Планирование работыдетского сада по профилактике дорожно-транспортного травматизма осуществляется в соответствии:
план-программа обучения воспитателей правилам безопасного поведения на дороге;
план-программа тематической недели по пдд для детей от 3 до 7 лет;
перспективный план работы по пдд с родителями детей дошкольного возраста;
план методической работы по проблеме «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»;
план совместной работы детского сада и ГИБДД городского округа город Рыбинск;
план мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
план проведения тематической проверки по проблеме «Организация работы по программе «безопасность/Раздел дорожное движение».
Залогом успешной деятельности по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма является систематический контроль администрации детского сада за организацией работы учреждения по данной проблеме, профессионализм и компетенция работников детского сада, поэтому разработана папка с материалами контроля по разделу «Обучение дошкольников правилам дорожного движения».
материалы контроля по проблеме организации и проведению работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в детском саду
наблюдение и анализ работы в первой, второй половине дня (знания, умения и навыки детей по дорожному движению)
планирование работы с детьми по дорожному движению
создание условий в детском саду по обучению дошкольников дорожному движению
знания, умения и навыки воспитателей по образовательной области «Безопасность» Раздел дорожное движение
циклограмма проведения занятий по пдд.
Для обеспечения максимальной реализации образовательного процесса по обучению детей правилам дорожного движения, возможности общения и совместной деятельности дошкольников со сверстниками и взрослыми по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, в детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда (в соответствии с ФГОС).
Насыщенность среды соответствует возрастным особенностям детей и содержанию Основной образовательной программы и программы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. Совместно с воспитателями детского сада созданы оптимальные условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах:
Организационно-методическая работа.
В методическом кабинете детского сада в разделе «Безопасность» размещен материал для работы по данной теме:
Инструктивно-методический материал:
Перспективные планы по правилам дорожного движения для всех возрастных групп, конспекты занятий;
Методические рекомендации по организации деятельности по основам безопасного поведения: с детьми разных возрастных групп; для родителей (памятки, буклеты);
Доклады, брошюры по безопасности поведения на дорогах, рекомендации для родителей;
Художественная литература;
Дидактический материал.
Собранучебно - методический комплекс:
- наглядно-дидактический, раздаточный и демонстрационный материал;
- конспекты образовательной деятельности, экскурсий;
- обучающие видеофильмы, фильмы, презентации, компьютерные игры и викторины;
- картотеки бесед и прогулок, игр, стихотворений, загадок;
- перспективные планы знакомства детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей;
- программно-методическое обеспечение;
- предметы экипировки сотрудников ГИБДД;
- транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарная машина, скорая помощь, гужевые повозки, мотоциклы, вертолёты, корабли и т.д.);
- атрибуты к сюжетно-ролевым, подвижным и строительным играм;
- библиотека “Школы светофорных наук”;
- медиатека детских компьютерных игр и развивающих презентаций по ПДД;
- видео и аудиотека;
- технические средства обучения (ноутбук, музыкальный центр, экран, проектор, телевизор);
- созданы макеты («улицы нашего города», «парковая зона», «перекрёсток»).
Наличие и оснащенность помещений по обучению детей правилам дорожного движения:
Для развития умений безопасного поведения на улице у дошкольников на территории детского сада создано специальное игровое пространство - площадка безопасности движения «Школа дорожных наук», имеются необходимые переносные атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков (детский транспорт: велосипеды, самокаты, машины, выносные дорожные знаки, светофор, заправкой, нагрудные знаки и т.д.)
В групповых помещениях оформлены уголоки "Безопасности дорожного движения" с учетом возрастных и программных требований, содержат:
Наборы игровых транспортных средств;
Иллюстрации с изображениями транспортных средств;
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
Дорожные знаки: наглядные и переносные, нагрудные;
Дидактические игры по ПДД;
Иллюстративный, наглядный материал;
Макеты, строительный материал;
Медиатека детских компьютерных игр и развивающих презентаций по ПДД;
Фотоальбомы «На улицах нашего города»;
Переносные электрические светофоры;
Конструкторы.
В своей работе мы учитываем следующие принципы построения РППС:
- насыщенность среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий;
- трансформируемость (возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации) - например игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др.;
- полифункциональность (возможность разнообразного использования) - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, представление о пространственных изменениях), речевое развитие.
- вариативность (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.
- доступность (свободный доступ к игровым пособиям);
- безопасность (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).
Все это позволяет комплексно решать задачи формирования у детей умения безопасно вести себя в дорожной среде, учитывая возрастные особенностей детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде. Принципы обучения правилам дорожного движения:
- принцип систематичности,
- принцип последовательности,
- принцип поэтапности,
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.
МОДЕЛЬ РАБОТЫпо профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Цель: формирование компетентности безопасного осознанного поведения дошкольников на улицах города
Работу по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста осуществляю по следующим направлениям:
-работа с детьми,
-работа с педагогами детского сада,
-работа с родителями,
-работа с социальными партнерами.
Работа с детьми
Работа по изучению правил дорожного движения начинается с младшей группы. Организованная деятельность по ПДД осуществляем систематично, два раза в неделю в каждой возрастной группе согласно составленного расписания. Обучение культуре поведения на улице тесно связываем с общими задачами воспитания детей: развитием внимания, собранности, ответственности, осторожности, адекватной уверенности в себе и способности ориентироваться в пространстве. Ведь часто отсутствие именно этих качеств, становится причиной дорожных происшествий с детьми. И формирование этих компетентностей необходимо в контексте с Федеральными государственными стандартами начальной школы.
Система работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движенияпроходитв
3 этапа:
1 этап - группа детей 3-4 лет;
2 этап - группа детей 4-5 лет;
3 этап - группа детей 5-7 лет.
Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения на улице.
Нашими воспитателями используются такиеформы как:
-чтение детям художественной литературы рассматривание иллюстраций, картин;
-моделирование дорожных ситуаций;
-обучающие и развивающие игры;
-изготовление с детьми атрибутов и игрушек для занятий по теме дорожной безопасности;
-художественно-творческая деятельность детей;
- театрализованные представления.
Игровая деятельность:
-подвижные игры;
-дидактические игры;
-настольно-печатные игры;
-сюжетно-ролевые игры;
-игры-драматизации и театрализованные игры;
-игровые практикумы на уличной площадке.
Познавательная деятельность.
Занятия.
Теме ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения может быть отведена часть занятия по любому разделу программы или занятие по ознакомлению с окружающим полностью.
На занятиях логопедических занятиях и по развитию речи используются различные методы и приёмы по знакомству с правилами безопасного поведения, с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их измерения:
-рассматривание картин и иллюстраций;
-составление описательных рассказов по картине;
-составление рассказов из личного опыта;
-разучивание стихотворений;
-разыгрывание игровых обучающих ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т.д.
-решение проблемных задач и ситуаций;
-слушание аудиозаписей песенок, сказок;
-просмотр интеактивных презентаций, мультфильмов.
На занятиях по продуктивным видамдеятельности выполняются индивидуальные и коллективные работы соответствующей тематики, используя спектр возможностей для моделирования с различными материалами; раскрашивать картинки в книжках-раскрасках;
В конструктивной деятельности, используя строительный материал, можнопостроим дороги, переезды, перекрёстоки, различные здания, транспорт.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений создаем условия для освоения правил дорожного движения, связанные с дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуаранадо ходить, как обходить стоящий транспорт, где переходить улицу); учим пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, по рисунку, схеме); решаем логические задачи, задачи-шутки.
Беседы, викторины.
Темы:
«Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых?»
«Почему нельзя играть на тротуаре?»
«Какие правила нужно соблюдать при переходе дороги?»
«Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД?»
«Для кого предназначены дорожные знаки?»
«Как надо вести себя в общественном транспорте?» и т.д.
Игровые проекты: «Дети и дорога», «Школа пешеходных наук», «Азбука безопасности».
При организации различных форм работы с детьми мы используем современные информационные технологии (электронные игры, компьютерные презентации по ПДД).
В рамках проектов проводятся:
- охранные акции, которые планируются в соответствии с климатическими и сезонными условиями: «Осторожно, гололёд!», «Внимание, снегопад (туман)!», «День вежливого пешехода и водителя», «Безопасный путь в детский сад» и т.д.
- фоторепортажи;
- праздники, викторины, спектакли;
-оформляются фотостенды.
Художественная деятельность. Чтение художественной литературы.
Воспитатели подбирают произведения, в которых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения на улице.
В рамках художественно-изобразительной деятельности организовываем конкурсы рисунков;
- выставки моделей, макетов;
- изготовление атрибутов к играм.
В рамках художественно-речевой деятельности проводятся:
- вечера загадок;
- викторины;
- конкурсы стихов и рассказов;
- развлечения, праздники;
- спектакли, театрализованные постановки.
В ходе игр, инсценировок, викторин дети постигают и закрепляют важные правила пешехода. Проведение праздников, развлечений являетсяэффективной формой работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения.
Но одним из самых действенных способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах является наблюдение дорожных ситуаций непосредственно на целевых прогулках, т.е. получение доступной, объективной информации от взрослых (как педагога, так и родителей) в реальных ситуациях.
Прогулки, экскурсии мы проводим по дорогам микрорайона в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, его разнообразие, знакомим детей с работой светофора, назначением дорожных знаков. Со старшей группы детально изучаем состояние дороги, тротуара под воздействием времени суток, природных и сезонных явлений.
Дети составляют рассказы, сказки. Темы: «Трудности моей дороги домой», «Я хороший пешеход», «Сказка о добром и злом автомобиле» и др. Используются в работе мнемотаблицыдляпересказа сказки (рассказа, стиха) с опорой на символы (образы).
Закрепление правил безопасного поведения проходит и в игровой деятельности. В дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх дети могут реализовать себя, как активные участники дорожной ситуации.
Для лучшего усвоения нового материала используются приемы пространственного моделирования.При помощи строительного конструктора или мозаики детям предлагается смоделировать дорогу, переезд.
В течение года проводятся выставки поделокдетей старших групп: «Такие разные автомобили», «Я и дорога» и др. В конце учебного года проводится конкурс «На лучший рисунок по безопасности дорожного движения», обязательным требованием которого является участие взрослого и ребенка.
При организации различных форм работы с детьми мы используем современные информационные технологии (электронные игры, компьютерные презентации по ПДД).
Благодаря целенаправленному выбору форм и сочетанию методов и приемов изучения детьми правил безопасного поведения на дорогах, мы обеспечили более высокое качество усвоения ими знаний, умений и навыков.
Длявыявления уровняобразованности детей по знаниям дорожного движенияпроводитсяпедагогическая диагностика.Результаты оценки сравниваются с допустимымикритериями для того, чтобы воспитатели планировалидальнейшую индивидуальную работу с каждым ребенком.
В нерегламентированной деятельности используем достаточно разнообразный арсенал форм, методов и средств:
встречи с работниками ГИБДД,
олимпиады по ПДД,
разнообразные виды игровой деятельности,
чтение художественной литературы,
просмотр фильмов,
диафильмов,
компьютерные игры и т.д.
В детском саду проходят занятия, целевые прогулки, экскурсии, где дети знакомятся с правилами безопасного поведения на улице и упражняются в выполнении этих правил. Материалпредоставляется детям в наглядно - действенной форме с опорой на непосредственное действие с предметами при отражении реальной ситуации.
Знания, умения и навыки, приобретенные детьми, уточняются, дополняются, совершенствуются в непосредственно организованной деятельности путём интеграции образовательных областей. В этом помогают авторские разработки педагогов.
Важную роль в выполнении программных задач играет процесс мониторинга, который направлен на комплексное использование контрольных средств, систематическую и плановую деятельность воспитателя.
Два раза в год в детском саду проходит мониторинг знаний воспитанников по правилам дорожного движения с целью совершенствования работы с детьми.
Большое внимание уделяем применению полученных знаний в повседневной жизни.
С этой целью используем:
игры с правилами
- дидактические,
- настольные,
- познавательные,
- деловые,
- спортивно – соревновательные,
- досуги,
- развлечения,
- театрализованные представления.
Наибольшее распространение получила сюжетно-ролевая игра, в которой дети, играя с макетом, тренажером, ставят себя в условия выполнения различных ролей.
Наиболее эффективно использую сюжетно-ролевые игры: “Путешествие на автомобиле” (самолете, автобусе, корабле), “Поезд”, “Моя улица”, “Моя дорога в детский сад” (старшая, подготовительная), “Перекресток”, “Опасные ситуации”. В процессе игр каждый воспитанник решает самостоятельно или в группе сверстников определенную дорожную ситуацию, учится культуре общения, ведению дискуссии. Создаю определенный эмоционально-раскрепощенный настрой, что способствует развитию уверенности в своих силах, формированию побудительного мотива.
С детьми подготовительной группы ежегодно организуем комплекс мероприятий по теме «Дорога в школу».
В период летней оздоровительной работы свою работу строим следующим образом: на территории детского сада, которая оснащена площадкой с дорожной разметкой, светофорами, заправкой, переносными знаками, организую подвижные, сюжетно-ролевые игры. Дети имеют возможность применить полученные знания непосредственно в дорожных ситуациях.
Воспитанники детского сада являются активными участниками тематической недели в детском саду по изучению правил дорожного движения. Охотно принимают участие в конкурсе рисунков на асфальте “Я и дорога”, в викторине “Знаешь ли ты правила дорожного движения?”, в работе мастерской по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым, подвижным играм. В ходе выступления специалистов детского сада дети стали не только зрителями, но и активными участниками. Также на территории детского сада создана развивающая среда на асфальте, с целью работы с детьми по развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
Для организации данной работы и в зимний период на снежных, ледовых постройках, совместно с детьми обозначаем дорожные знаки.
При обучении детей основам «дорожной грамоты» следуем правилам:
- не механически заучивать с детьми Правила дорожного движения, а воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге.
- сочетать изучение Правил с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности.
- использовать все доступные формы и методы работы, не считая какую- то форму основной, а какую- то второстепенной. Рассказ и игра, викторина и рисование, практическое занятие и показ видеофильмов, чтение книги и экскурсия все необходимо поставить на службу воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.
В целом проведение образовательной деятельности с дошкольниками должно предусматривать развитие у них познавательных способностей, для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде.
Основные из них:
- умение вовремя замечать опасные места,
- приближающийся транспорт;
- умение различать величину транспорта;
- умение определять расстояние до приближающегося транспорта;
- знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;
- понимание особенностей движения транспорта, того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);
- понимание потенциальной опасности транспорта.
С целью более эффективного усвоения детьми правил дорожного движения используем инновационные педагогические технологии:
2.Игровые технологии (игры с элементами физических упражнений и спорта, ролевые игры, театрализованные и игры-драматизации, дидактические, с использованием макетов, компьютерные, интеллектуально-познавательные, игры с кинетическим песком)
3.Проектная деятельность. Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители, воспитатель – родители. В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.
Нами были реализованы следующие проекты: «Маленький пешеход в большом городе», «Светофор – надежный друг», «Безопасность детей на дорогах», «Автомобили буквально все заполонили».
4.Информационно – коммуникативные технологии (мультфильмы, компьютерные игры "Нескучные уроки", "Дракоша изучает правила дорожного движения", презентации, интерактивные игры, кроссворды, ребусы).
5. Мнемотехника (преображение из абстрактных символов в образы).
6. Разноуровневое обучение.
7.Технология проблемного обучения.
8. Исследовательская деятельность.
9. Здоровьесберегающие технологии ( релаксация, сказкотерапия, игротерапия, физкультминутки).
Работа с воспитателями
Большое внимание в своей работе уделяем повышению качества профессионального мастерства педагогов в данном направлении, этому способствует методическое сопровождение по данной проблеме.
Положительной тенденцией улучшения данной работы считаю то, что многие педагоги, являются авторами - составителями дидактических игр, кроссвордов, деловых игр, сказок, развлечений. Педагогическим коллективом составлены методические разработки: “Обучение с увлечением”; “Правила дорожного движения” (авторские интеактивные игры, кроссворды, загадки), сборник “Дорожная мозаика” ( театрализованные представления, развлечения, памятки, тесты.) На каждой группе руками педагогод изготовлены лепбуки по ПДД.
Работа с педагогическими кадрами направлена на совершенствование теоретических знаний, эрудиции, повышения методического уровня в применение программ, учебных планов по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах.
-ежегодно проходят конкурсы среди педагогов: «Уголок дорожного движения», «Лучшая дидактическая игра», «Лучшее литературное произведение», «Лучшая методическая разработка» на тему «Правила дорожного движения - детям».
Следует отметить рольгородского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы по предупреждению дорожного травматизма среди дошкольников, ежегодно проводимого МУ ДПО «Информационно-образовательный центр» совместно с ГИБДД. Участие в конкурсе способствует активизации деятельности образовательных учреждений по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышению уровня подготовки педагогов в области безопасности дорожного движения и пропаганды безопасности дорожного движения среди родителей.
2015г. Детский сад №13 занял 1 место в городском конкурсе образовательных учреждений на лучшую "Организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма" в городе Рыбинске ОУ.
Издательская деятельность педагогов детского сад №13.
Департамент образования Администрации городского округа город Рыбинск и МУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Информационно образовательный Центр» выпустили методический сборник №3 "Формирование у детей дошкольного возраста безопасного поведения на улицах города" (2015г.)
В нем представлены материалы педагогов города Рыбинска и социальных партнеров по организации работы с воспитанниками дошкольных образовательных организаций по обеспечению безопасного поведения на улицах города. Разработки занятий представлены в авторской редакции педагогов детского сад №13 Колотовой Ю.В., Киселевой Е.А., Городновой М.Ю., Парфеновой И.К., Корнаковой Н.В., Пачкуновой Н.А., Гусевой И.В, Теврюковой Г.А.
Неоценимую помощь детскому саду по вопросам методического сопровождения процесса организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизмаоказывает МУ ДПО «Информационно-образовательный центр». На базе детского сада ежегодно проводятся городские методические объединения воспитателей, семинары-практикумы, консультации, мастер-классы для воспитателей. Практикуются совместные публикации опыта работы.
Муниципальное мероприятие "ДЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" (школа мастерства) на протяжении нескольких лет проходил на базе дошкольного учреждения муниципальный семинар: «День безопасности дорожного движения» 2015г.,2016г.,2017г.,2018г.
Официальный сайт образовательной организации задействован в пропаганде знаний по ПДДТТ: создан раздел "Дорожная безопасность с подразделами - документация, профилактическая работа и интернет ресурсы, кроме того педагогами на персональных страницах размещаются авторские разработки (картотеки, буклеты, сценарии праздников, занятий и др. Для педагогов и родителей создана виртуальная медиатека. Активно используются в данной деятельности и соцсети: ВКонтакте и Однокласники.
Педагоги образовательной организации активно используют и Всероссийские интернет ресурсы:
Портал "Завуч" Региональный конкурс "Безопасная дорога".
Сайт международных и всероссийских конкурсов для педагогов и детей "Время знаний".
Совместно с МУ ДПО «Информационно-образовательный центр» и ГИБДД создан сайт "Зеленый огонек" (рекламный фильм), ссылка на сайт, который является образовательно- методическим центром для дошкольных учреждений по осуществлению пропаганды детского дорожно - транспортного травматизма города Рыбинска.
Значимую помощь в работе по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием детей и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма выполняют инспекторы ГИБДД. Взаимодействие педагогов и работников ГИБДД осуществляется в разных формах:
-посещение инспекторами дошкольного образовательного учреждения с целью инспектирования и оказания методической помощи в определении наиболее значимых тем по основам безопасности дорожного движения;
- обследование территории, прилегающей к учреждению на предмет наличия (отсутствия) и соответствия (не соответствия) ГОСТам необходимых дорожных знаков, дорожных разметок, светофоров и т.д.;
-оказание помощи в составлении паспорта безопасности детского сада;
- участие в создании на участке детского сада игровой зоны с разметкой по обучению детей дошкольного возраста ПДД ;
-разработка схем безопасных маршрутов в дошкольное учреждение;
-оказание помощи в разработке информационных «Уголков безопасности» по пропаганде безопасности дорожного движения;
- чтение лекций и проведение профилактических бесед с родителями, воспитателями.
Использование возможностей единого образовательного пространства, взаимодействие с семьей, с другими социальными институтами, применение в работе с детьми разных видов деятельности, внедрение эффективных и современных методов и приемов позволяет сделать вывод о том, что система по формированию у детей безопасного поведения на дороге эффективна и результативна.
Для того, чтобы знакомство с правилами дорожного движения проходило в более интересной и увлекательной форме, в детском саду воспитатели тесно взаимодействуют со специалистами. Музыкальный руководитель, учитель – логопед, инструктор по физической культуре участвуют в организации занятий, развлечений, досугов, конкурсах с целью закрепления у детей полученных знаний по правилам дорожного движения. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Работа с родителями.
Работа по усвоению детьми правил безопасного движения может быть эффективной только при условии тесного сотрудничества с родителями воспитанников детского сада. Осуществляя работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с семьями воспитанников мы строим взаимодействие так, чтобы родители не пассивно принимали информацию, а становились активно действующими в процессе её усвоения.
Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 – работа с семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями. Главная тенденция – это использование эффективных форм и методов:
- консультации в виде информационных карт и ссылок на интернет ресурсы, которые выставляем на странице «Развиваемся дома» на сайте «В контакте»
- совместное создание предметно – пространственной развивающей образовательной среды, в которой родители оказывают помощь в подготовке практического материала для центра «ПДД»;
- беседы, раздача буклетов;
- демонстрации видео роликов;
- папки-передвижки.
В систему педагогического просвещения и активизации родителей по правилам дорожного движения включаем:
- родительские собрания (“Ребенок и дорога”, “Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов”);
- педагогические чтения для родителей;
- оформление наглядной агитации;
- показ видеосюжетов с участием детей (по аналогии телеигры «Устами младенца»);
- конкурсы на лучший семейный рисунок, кроссворд, сказку, поделку по данной тематике;
- аудиоконсультации;
- дни открытых дверей;
- лекции;
- авторские деловые игры из серии «Мама, папа, я – безопасная семья»;
- обсуждение разных точек зрения по профилактике детского травматизма;
- решение проблемных задач в воспитании и формировании навыков безопасного поведения;
- тренинговые игровые упражнения и задания, квесты;
- анализ родителями и педагогами поведения ребенка на улице;
- обращение к семейному опыту родителей;
- выставки методической и художественной литературы по дорожной азбукедля приобщенияк чтению литературы о культуре поведения на дорогах;
- размещение информации на сайте детского сада;
- методические рекомендации из цикла «Мама, папа, я – безопасная семья»;
- варианты анкет;
- тестов для родителей по исследованию их отношения к изучению правил дорожного движения детьми;
- памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
- папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения,необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
- консультации;
- конспекты внеурочных мероприятий: КВН, соревнований, викторин и т.д.
Во всех групповых помещениях оформлены уголки для родителей, где систематически обновляется материал по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
В холле детского сада оформлен стенд наглядной агитации для родителей, сотрудников и жителей микрорайона, содержащий информацию по правилам дорожного движения : плакаты, памятки, советы, рекомендации. Материалы стенда периодически обновляются.
Ежегодно в октябре месяце проводится выставка детских рисунков «Улицы нашего города»
Участие во всероссийский, муниципальных профилактических акциях и кампаниях по ПДТТ:
участие во Всероссийской интернет акции «Безопасность детей на дороге»сайт Всероссийской добровольной интернет – акции. Агентство по современному образованию и науке.
участие в комплексном профилактическом мероприятии «Внимание-дети».
участие во Всероссийской добровольной интернет - акции «Безопасность детей на дорогах», посвящённая повышению социальной ответственности всех участников дорожно-транспортного движения и улучшению знаний правил дорожного движения. ГКУ ЯО Агентство, 2018г., 2019г., 2020г.
участие во Всероссийской акции #Пристегнись Россия
Акции "Вместе на дороге безопасности!"
Акции "Сохрани жизнь ребенку!"
Акции "Возьми ребенка за руку!"
Все участники образовательного процесса нашего детского сада успешно принимают участие в конкурсах различного уровня по правилам дорожного движения, педагоги и специалисты обмениваются опытом работы по данной проблеме, в группах накоплен дидактический материал по правилам дорожного движения, сделанный руками детей, воспитателей.
2015г. Детский сад №13 занял 1 место в городском конкурсе образовательных учреждений на лучшую "Организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма" в городе Рыбинске ОУ
2015г. Детский сад №13 занял 3 место ГОАУ ДОД ЯО ЦДЮ Областной конкурс на лучшую методическую разработку урока (занятия) по безопасности дорожного движения Интегрированное занятие
2015г. Детский сад №13 занял 1 место МУ ДПО «Информационно-образовательный Центр», ОГИБДД Рыбинского МУ МВД России Муниципальный дистанционный конкурс «Мультимедийные технологии – инструмент обучения навыкам безопасного поведения на дороге»
2016г. Победитель 2 местоУчастие во Всероссийском творческом интернет конкурсе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №13 Киселевой Е.А.
Организатор Всероссийского конкурса: ИПК "РГУППК" Институт Повышения Квалификации "Работников Государственных Учреждений, Подготовки и Переподготовки Кадров". «NEWKONKURS» На конкурс была представлена интерактивная игра «Правила дорожного движения» Красочная презентация в стихотворной форме, с загадками знакомит детей со светофором, дорожными знаками. Возраст 5 -7 лет
2017г. Победитель Диплом 1 место Международный профессиональный фестиваль «Воспитатель года — 2017» «Лепбук по ПДД – как часть развивающей предметно – пространственной среды ДОУ»
2017г., 2018г., 2019г. Участие в мультимедийной выставке- конкурсе детских работ "Безопасная дорога"
2020г. сетевом муниципальном семейном конкурсе по безопасности дорожного движения «Мои родители – лучшие водители» 3 место.
Наши достижения
Своимидостижениями считаем:
- за 10 последних лет не зарегистрировано ни одного случая ДТП с участием воспитанниковдетского сада №13.
- мониторинг развитияпредставлений и умений безопасного поведения на дорогах у дошкольников нашего детского сада показал положительную динамику. Дети стали проявлять активный интерес к данной теме.
- родители наших воспитанников активно и осознанно участвуют в совместной работе с воспитателями по профилактике ПДДТТ, по собственной инициативе предлагаютразнообразную помощь в реализации поставленных задач, участвуют в творческих конкурсах.
- повысился процесс педагогической деятельности за счет увеличения педагогических знаний педагогов, улучшилось качество организации работы по профилактике ДДТТ.
Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах, воспитать безопасное поведение ребенка на дороге.
Несмотря на достигнутые успехи, мы продолжаем поиск эффективных путей, форм, средств и содержания для обеспечения безопасности детей на дорогах, обобщаем свой опыт по обеспечению безопасности дорожного движения и стремимся транслировать его заинтересованным людям и организациям.
Перспективы:
- преобретение нового комплекта выносных знаков и двигателей для игр;
- освоение интерактивных технологий работы с детьми;
- поиск новых форм работы в дистанционном формате.