профилактика неврозоподобного заикания

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 13

 

 

Профилактика неврозоподобного заикания

     В основе данного вида заикания лежит та или иная степень органического повреждения головного мозга ребенка во внутриутробном периоде или в процессе родов, поэтому профилактические меры должны быть направлены на обеспечение нормального протекания беременности и родов у матери.

     Дальнейшие профилактические мероприятия сводятся в основном к следующему:

        1. Если ранний анамнез ребенка оказался неблагополучным, то в этом случае необходимо безотлагательно, на первом году жизни провести назначенное врачами медикаментозное лечение, рассчитанное на значительное сглаживание последствий раннего органического поражения головного мозга.  Немедленное принятие необходимых мер так важно потому, что детский мозг очень лабилен, обладает большими компенсаторными возможностями и имеет большую тенденцию к развитию. Именно поэтому оказанная вскоре после его повреждения помощь, "выравнивающая" нарушенные функции, будет наиболее эффективной. Если все будет сделано своевременно и в нужном объеме, то в дальнейшем это поможет избежать многих неприятностей, в том числе и в отношении речи.

       2. При первых признаках отставания ребенка в речевом развитии нужно сразу проконсультироваться у специалистов и немедленно начать принимать необходимые меры (например, к году не появляются первые слова, а примерно с полутора-двух лет не возникает попыток как-то связать эти слова между собой;  что является началом перехода к фразовой речи). После консультации логопеда родители в большинстве своем смогут сами  стимулироватьразвитие речи своего ребенка при условии соблюдения очень несложных рекомендаций. Здесь главное - отказаться от тактики пассивного выжидания и постараться максимально использовать тот данный самой природой благоприятный для речевого развития период, в течение которого легче всего преодолеть любую речевую патологию. Поэтому та же самая помощь ребенку в отношении речи, но оказанная в более поздние сроки, даст уже значительно меньший эффект.                                                                                                                   Почему в рассматриваемой нами связи так опасна задержка речевого развития? Дело в том, что умственно полноценный ребенок уже в два-три года обязательно будет стремиться как-то выразить свои мысли, о чем-то спросить или даже сам рассказать. Однако если к этому времени у него не окажется необходимых речевых средств (слов, звуков и умения соответственно своему возрасту построить фразу), то его речь будет ротекать с "заикоподобными" симптомами. А поскольку общий уровень речевого развития постепенно взрослеющего и "умнеющего" ребенка будет оставаться почти прежним, то вся эта симптоматика, постепенно все более и более приближающаяся к заиканию, будет неизбежно нарастать. Даже если в дальнейшем у ребенка и "не предполагается" появления заикания (оно возникает далеко не во всех случаях задержки речевого развития), то проделанная по усовершенствованию его речи работа ничего, кроме огромной пользы, не принесет.

        3. Очень важно развивать двигательную сферу ребенка, поскольку предрасположенные к неврозоподобному заиканию дети отличаются моторной неловкостью. С ними нужно проводить различные упражнения на координацию движений и на их переключение, то есть на переход от одного движения к другому. ти движения нужно проводить под счет или под музыку, чтобы одновременно развивалось и чувство ритма. Подобные упражнения даются таким детям с трудом, поэтому начинать надо с самых легких, доступных им движений.

  

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»