Профилактика невротического заикания

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 13

 

 

Профилактика невротического заикания

             Если иметь ввиду действительно подлинную профилактику,то начинать нужно с заботы о здоровье будущих родителей ребенка, чтобы по возможности исключить неблагоприятную наследственность. Далее очень важно обеспечить благоприятные условия для протекания беременности и родов у матери.

            После рождния ребенка для сохранения его нервной систмы в здоровом состоянии очень важно организовать правильны режим всей его жизни. начиная с младенческого возраста (полноценное питание и сон, достаточное пребывание на воздухе, спокойны условия жизни в семье, исключающие всякого рода стрессы, доброжелательное отношение к ребенку со стороны взрослых и т.п.)

            В среднем и старшем дошкольном возрасте необходимо обратить особое внимание на тщательный отбор телевизионных передач, поскольку большинство из них в буквальном смысле расшатывает нервную систему не только у детей, но даже и у взрослых.

Очень важен и правильный подбор друзей, с которыми у ребенка не должно возникать  частых конфликтов.

Так обстоит дело с предупреждением действия  предрасполагающих, то есть отдаленных причин заикания, ослабляющих нервную систему рбенка. В отношении данного раздела профилактики особого внимания к себе требуют те дети, которые имеют неблагоприятную в отношении заикания наследственность, отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, неустойчивостью настроения, склонностью к страхам и т.п. Этим детям нужно постараться обеспечить такие условия жизни, которые способствовали бы сглаживанию названных выше невротических проявлений, а не их дальнейшему усугублению. Иными словами, нужно приложить все усилия к тому, чтобы "убрать" уже имеющуюся у этих детей предрасположенность к невротическому заиканию (подчеркиваем: только возможную, то есть не обязательную, но все же в подобном случае лучше перестраховаться, чем проявить беспечность).

 

Предупреждение возникновения производящих причин. Для этого следует всеми возможными способами постараться устранить из жизни ребенка следующее:

1. Разного рода стрессовые ситуации, начиная с полного исключения резких неожиданных окриков, каким бы "важным" поводом они ни вызывались. Все эти поводы не стоят ровным счетом ничего, по сравнению со спровоцированным ими заиканием. В состояние стресса ребенка приводят и бурное выяснение отношений между родителями, и уход одного из них из семьи, и смерть блзких родственников. Помимо всх названных серьезных обстоятельств стрессом для маленького ребенка могут оказаться и разного рода новогодние и другие "сюрпризы". придуманные взрослыми для его развлечения. Все эти стрессовые ситуации приводят к резкому перенапряжению возбудительного процесса, а значит, и к последующему срыву нормального взаимодействия между двумя основными нервными процессами, осуществляющими регулирующую роль в отношении речи.

2. Затяжные неблагоприятные ситуации, приводящие к перенапряжению тормозного процесса, а значит, опять-таки к последующему нарушению нормального взаимодействия между возбудительными и тормозными процессами. К таким ситуациям относится прежде всего общая напряженная атмосфера в семье, не дающая возможности всем ее членам (и прежде всего, и более всего ребенку!) чувствовать себя спокойно, не пребывая в постоянном нервном напряжении. Ребенок в этих случаях долгое время вынужден все держать в себе (то есть "на тормозах"). но в како-то момент тормозной процесс настолько перенапрягается, что происходит срыв. И срыв этот внешне проявляется внезапно и "без всякой причины" возникшим заиканием.

3. Отсутствие единства требований к ребенку со стороны взрослых. То есть к ребенку очень часто поступают две прямо противоположные команды, одна из которыз призывает к действию (адресована к процессу возбуждения), а другая запрещает это же самое действие (адресована к процессу торможения). В итоге эти процессы постоянно сталкиваются, что в конечном итоге может привести к заиканию.

4. Длительное общение с заикающимися взрослыми или сверстниками. В подобных случаях заикание у детей может возникнуть в силу активного или пассивного подражания.

5. Резкое переучивание левшей.

6. Усиленное стимулирование речевого развития ребенка. Здесь имеются в виду те случаи, когда ребенку 3 - 5 лет предлагают (а нередко и заставляют) заучивать большие сихотворенияили другие тексты, а затем рассказывать их "перед аудиторией". Такая непосильная нагрузка для анатомически и функционально еще незрелого речевого аппарата нередко приводит к его "поломке", выражающейся в том числе и в возникновении заикания.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»